Вторник, 21 октября, 2025
More

    Последние новости:

    Глава PlayCity Геннадий Новиков о трех китах борьбы з нелегалами, тендере на ДСОМ и планах агентства

    На игорном рынке продолжается реформа – новый регулятор, агентство PlayCity, внедряет новые подходы и инструменты

    О борьбе с незаконной рекламой и нелегалами, трудностях с ГСОМ и следующих шагах регулятора нам рассказал глава PlayCity Геннадий Новиков.

    — Геннадий, с созданием PlayCity модель регулирования игорным рынком изменилась. По закону, PlayCity подчиняется Минцифры. Расскажите, в чем на практике заключается это подчинение?

    Минцифры формирует политику, оно ответственно за принятие правил. Это инициативы законов, подзаконные акты, приказы. А PlayCity ответственно за их реализацию. Например, Минцифры разрабатывает лицензионные условия и выносит их на утверждение правительства, а мы по этим лицензионным условиям выдаем лицензию.

    Мы можем предоставлять предложения, с учетом того, что мы знаем реальную ситуацию, но они не обязательны для Минцифры.

    — Назовите четыре, по вашему мнению, наиболее значимые проблемы для игорного рынка.

    Это большая доля нелегального рынка, почти половина.  Это проблема легального рынка с банковскими услугами. Это разночтения налогового законодательства, потому что, по моему мнению, оно могло бы быть более конкретно выписанным, чтобы снять все вопросы. Относительно решения этих проблем, насколько я знаю, Минцифра уже разрабатывает соответствующие законодательные инициативы. Ну, и четвертая, пожалуй, это то, что до сих пор не внедрена система онлайн-мониторинга, над которой мы сейчас работаем. Ключевой функционал ГСОМ, необходимый для эффективной работы в налоговом векторе индустрии, будет реализован уже в декабре 2025 года.

    ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВА – МАКСИМАЛЬНО УСЛОЖНИТЬ РАБОТУ НЕЛЕГАЛАМ

    Недавно PlayCity подписало меморандум о сотрудничестве с БЭБ. Как эти два органа взаимодействуют сейчас?

    У нас есть два полномочия по борьбе с нелегальным гемблингом — это блокировка сайтов нелегалов и наложение штрафных санкций за незаконную рекламу. Нелегальные сайты мы отдаем БЭБ, они пытаются расследовать эти сетки, это очень сложный процесс. Также БЭБ приобщает к делам наши материалы по нелегальной рекламе, потому что это содействие незаконной организации азартных игр.

    — Такое сотрудничество — новое явление, или продолжение курса предыдущего регулятора, КРАИЛ?

    Я считаю, что новое. Во-первых, мы видим, что БЭБ открывает эти уголовные дела. И во-вторых, и в КРАИЛ такого точно не было, БЭБ нам помогает с установлением людей, которые незаконно рекламируют азартные игры. Это владельцы телеграм-каналов, инстаграм-аккаунтов. Мы начали работу по другим социальным сетям, я уверен, что и в дальнейшем БЭБ будет помогать нам найти информацию.

    — Насколько эффективно в борьбе с нелегалами просто блокировать их сайты?

    Просто блокировка неэффективна — нужен комплексный подход со стороны государства. Он, по моему мнению, заключается в трех основных вещах. Первая вещь — это адекватное законодательство, когда по белому можно работать, не получая лишних проблем. Второе, это блокировка сайтов. То, что мы делаем, то, что в нашей зоне ответственности.  И третье, это противодействие банковской системы нелегальным платежам.

    Вот на днях Национальный банк выступил с инициативой создания реестра дропов.

    — Вам не кажется, что ловить дропов — это как блокировать нелегалов? Одного дропа поймали, компании нашли другого.

    Дело в том, что ни в Украине, ни в мире нет никакой волшебной кнопки, чтобы уничтожить нелегальный рынок. Наша задача как государства — максимально усложнить его работу. Блокировка сайтов — один из элементов. Открыть новое зеркало легко, но, если мы, например, прекратили работу сайта в тот момент, когда на него была проплачена рекламная кампания, то нелегальное казино потратило средства, не получило прибыли.

    С дропами примерно такая же история. Реестр дропов не обеспечивает отсутствия дропов. Но если будет повышена ответственность, платежи через такие схемы будут дорожать. Глобальная цель — заставить нелегального оператора либо уйти с нашего рынка и переключить внимание на какой-то другой, либо же легализоваться здесь и работать по закону.

    — Вы запустили систему трекинга нелегалов. Есть ли сейчас статистика, сколько из заблокированных сайтов возобновили работу?

    Такой статистики у нас нет. Мы сейчас работаем над тем, чтобы операторы мобильной связи помогали нам с такой статистикой, чтобы можно было измерить эффективность блокировок. Первый меморандум подпишем в ближайшие дни.

    — Думали ли вы о совместном с бизнесом исследовании рынка, чтобы, например, точно знать количество нелегалов?

    Это компетенции Минцифры, они должны анализировать ситуацию на рынке, в том числе благодаря исследованиям, и на основе этой информации создавать нормативные акты, менять политику, адаптировать ее и так далее.

    У нас с Минцифры достаточно эффективный рабочий диалог. Я могу подсветить со своей точки зрения тот или иной вопрос, но здесь очень правильно, что законодатель разделил функции. Они устанавливают правила, мы их выполняем.

    Например, в КРАИЛ было не так. КРАИЛ сама себе устанавливала правила, сама себе выполняла их. И это создавало определенный конфликт интересов.

    — Сейчас немало новостей о блокировании страниц известных блогеров и наложении штрафов. Но блокировка и штрафы не всегда совпадают. Вот бывает, оштрафовали блогера, а страница ее работает. Или же наоборот, заблокировали, штрафов нет.

    Это два параллельных процесса. Мы обращаем внимание Meta на факт рекламирования азартных игр, и они в рамках своей политики реагируют. Могут заблокировать, а могут решить, что нарушений нет. Мы на это повлиять не способны, только подсветить.

    Одновременно мы открываем админпроизводство, в рамках которого должны установить личность нарушителя и факт такого нарушения. Сложность в том, что многие профили анонимные. Даже если владелец очевиден, принадлежность страницы нужно доказать.
    По блокировке мы быстрее узнаем решение, а по админпроизводству работа достаточно кропотливая, оперативно установить нарушителя и доказать его вину получается не всегда. Бывает, находим адрес владельца профиля, пишем, требуем объяснений. А человек отвечает: «А это не моя страница». И дальше без правоохранительных органов нам сложно — они нам помогают.

    Поэтому штрафные санкции и блокировки от Мета разбегаются во времени.

    ТЕНДЕР НА ГСОМ – ХОРОШИЙ ПРИМЕР ТОГО, КАК БЫЛО, И КАК СТАЛО

    — Расскажите о взаимодействии с Финансовым комитетом парламента. У Даниила Гетманцева было противостояние с КРАИЛ, и сейчас определенные претензии есть к PlayCity. Есть ли сейчас между вами какой-то диалог, пытаетесь ли прийти к консенсусу?

    Ну, диалог с Комитетом по вопросам финансов — это, опять же, вопрос, к Минцифры, потому что мы не являемся субъектом законодательной инициативы. На все запросы, которые поступают со стороны Комитета, мы отвечаем. Что касается претензий, мне не кажется, что на сегодня они есть.

    — Был вопрос по крайней мере относительно сроков запуска ГСОМ.

    Комитету была предоставлена позиция, почему в определенный срок систему объективно нельзя было запустить. Во-первых, нужно было создать соответствующий орган и принять всю необходимую нормативную базу, что мы сделали достаточно быстро.  И во-вторых, прописать качественные технические требования, чтобы разработанная система была эффективна, а не формальная для выполнения задачи.

    Если вы следили, то у КРАИЛ была попытка объявить тендер, который не закончился ничем, а у нас уже ведется разработка системы.

    Я понимаю возмущение, что системы до сих пор нет, но я это возмущение понимаю в первую очередь касательно нашего предшественника, потому что именно при КРАИЛ была отсрочка запуска системы на 4 года. Нам, к сожалению, предоставили только полгода, и половину срока мы занимались созданием нового органа. И, в принципе, за 3 месяца вышли на успешное объявление тендера. Нам всем бы хотелось, чтобы ГСОМ работала уже сегодня на полную мощность. Но, к сожалению, реалии иные. Поэтому мы максимально быстро движемся, как только можем.

    — Как часто общаетесь с победителями тендера — разработчиками ГСОМ? Возникают ли у них какие-то технические сложности?

    Встречаемся дважды в неделю. Они актуализируют статус выполнения проекта и согласовывают следующие шаги.

    Сложностей как таковых нет. У нас достаточно хорошо выписаны технические требования к самой системе. И подрядчик, который победил, и другие компании-участники понимали, что мы от них хотим. Технические требования разрабатывались практически с нуля. У КРАИЛ вместо требований были выжимки из закона об азартных играх. Ни одна адекватная компания не возьмется за заказ, где вместо требований — общие фразы, а невыполнение грозит штрафом и репутационными потерями. Поэтому тендер КРАИЛ провалился: на него пришел только один участник. Мы же все максимально проработали, обсудили детали со всеми желающими, провели консультации с IT-компаниями и только после этого объявили тендер. Я считаю, это очень хороший пример того как было, и как стало.

    — Есть ли какой-то эталон, на который ориентируетесь вы после консультации с IT-компаниями, и на который ориентируется разработчик? Есть ли такие глобальные системы в странах Европы или США?

    Похожие системы есть, но такой, как нужно в Украине, нет нигде. У нас законодатель определил набор информации, который не очень сходится с существующими системами. То есть ГСОМ надо разрабатывать с нуля.

    В целом что-то похожее я видел в Италии. Своя версия есть в Болгарии: она пока только для офлайна, но ее хотят распространить на онлайн-гемблинг. Тогда система будет похожа на то, что делаем мы. Еще подобная по функционалу система работает в Грузии.

    Но многие страны выбирают другие подходы. В некоторых такая система не является собственностью государства — там частные кампании создают соответствующий софт для операторов игорного рынка.

    — Этот исполнитель будет делать и полную верстю? (сейчас в разработке первая итерация системы, для запуска полной нужен еще год, — ред.) Нужно ли будет объявлять еще один тендер?

    — Будет новый отдельный тендер. На него может прийти и этот исполнитель, и любые другие компании, соответствующие критериям и имеющие желание. Будем делать это как можно быстрее: здесь все зависит от того, когда будут средства, и когда будет сдана первая очередь системы.

    РЕКОМЕНДУЮ ОПЕРАТОРАМ УСТАНОВИТЬ ЛИМИТЫ

    — Как происходит взаимодействие с Антикоррупционной экспертной группой? Сколько вы общаетесь? Какие вопросы уже поднимали?

    Поднимали вопросы по лотереям, вопросы по рекламе, по лимитам. Мы в постоянном диалоге.

    — После обновления правил ответственной игры операторы уже обязаны установить лимиты?

    Сейчас Минцифра готовит соответствующее решение, а наша команда предоставляет методологические рекомендации. Но да, операторы обязаны, хотя пока это финально не определено, какие именно лимиты. Это будет понятно после публикации министерством обновлений.

    — Иначе будут штрафные санкции?

    Штрафы за отсутствие лимитов составляют 500 минимальных заработных плат. Я рекомендую операторам придерживаться норм законодательства. Все они на словах выступают за ответственную игру. Я не понимаю, как можно не предлагать своим клиентам установить лимиты.

    — Вы говорили о перезапуске реестра лиц, которым ограничен доступ к игре от и автоматизации выдачи лицензий. На какой стадии эти проекты?

    По удобному для пользователей реестру лиц, которым ограничен доступ к азартным играм, — думаю, в октябре мы выйдем на тендер. Там не должно быть проблем с участниками — в Украине много реестров и соответственно много компаний с нужным опытом. Вопрос по системе лицензирования на стороне Минцифры, потому что подача на лицензии будет через портал Дія. Насколько я знаю, там все достаточно активно движется.

    — Расскажите о ближайших инициативах, которые собираетесь реализовывать.

    Мы по ним уже прошлись. Это ГСОМ — проект, который сейчас отнимает большинство моего рабочего времени. Это реестр лиц, которым ограничен доступ к азартным играм. Хотим аналогично системе трекинга нелегальных сайтов сделать механизм сбора информации о нелегальной рекламе. До конца года это, пожалуй, основное. Возможно, в ближайшее время примут лицензионные условия для лотерей. Тогда будет нужно проводить конкурс для определения операторов государственных лотерей.

    Ольга Черныш

    Інформація розміщена на даному ресурсі, призначена для осіб старше 21 року.
    Вам є 21 рік або більше?

    Последние новости: